Нильс Мулвад (в центре), Брант Хьюстон (слева) и Джаннина Сегнини размышляют о перспективах расследовательской журналистики.

Истории

Истории

Темы

Глобальная сеть для журналистов-расследователей всего мира

ЧИТАЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ

Примечание редактора: сейчас, когда мы готовимся встретиться на 12-й Глобальной конференции журналистов-расследователей, которая в этом году впервые состоится онлайн, самое время еще раз вспомнить, как зародилась Глобальная сеть журналистов-расследователей (GIJN) и ее конференции. Сейчас, в ноябре 2021 года, в GIJN входят 211 организаций из 82 стран; а начиналось все в конце 20-го века с простой идеи — собрать журналистов-расследователей вместе, чтобы они поделились своими знаниями друг с другом. 

Нильс Мулвад и его гость Брант Хьюстон сидели за бокалом вина в скромном доме Нильса в Орхусе, Дания. Была весна 2000 года. Они обсуждали встречу журналистов, которую недавно сами организовали. Около сотни коллег собрались для обсуждения расследовательских методов; особое внимание уделялось быстрорастущему направлению «журналистики с применением компьютерных технологий» (computer-assisted reporting).

Хьюстон — один из первопроходцев этого направления в Миссури, тогда возглавлял Investigative Reporter and Editors (IRE) — большую американскую ассоциацию журналистов и редакторов-расследователей. Созданный IRE Национальный институт журналистики данных — NICAR — вызвал международный интерес. Нильс Мулвад — яркое тому подтверждение: в 1996 году он посетил «учебный лагерь» IRE, где и заразился идеей развития журналистики данных. Вернувшись домой, он основал DICAR — Датский международный центр аналитической журналистики — и занялся распространением дата-журналистики среди коллег по всей Европе. Его ежегодные мероприятия уже посещали журналисты из полдюжины стран; и теперь они с Хьюстоном задумались о будущем.

«Почему бы нам в следующий раз не пригласить весь мир?» — спросил Хьюстон.

Почва для этого была самая благодатная: под влиянием глобализации расследовательская журналистика развивалась по всему миру. Этому также способствовало распространение интернета, мобильных телефонов, и конец холодной войны. На то время еще не существовало сильного центра притяжения, способного собрать вокруг себя международное сообщество журналистов-расследователей. Но Хьюстон и Мулвад даже не представляли, как откликнутся на это приглашение журналисты — ведь считалось, что это профессия одиноких волков, в которой царит постоянное соперничество.

При поддержке DICAR, IRE и Датской ассоциации журналистов-расследователей, в надежде на лучшее, Мулвад забронировал самый известный отель Копенгагена на выходные в апреле 2001 года. «Мы предполагали, что кто-то приедет, но не были уверены», — вспоминает Хьюстон. «Оказалось, что это было нужное событие в нужное время».

В общей сложности в Копенгаген съехалось более 300 журналистов из 40 стран, желая послушать советы, узнать об инструментах и встретить единомышленников. Атмосфера чем-то напоминала религиозное пробуждение: суровые журналисты-разоблачители вдруг обнаружили, что они в этом мире не одиноки. «Журналисты-расследователи очень похожи, независимо от того, откуда они родом и где работают», — говорит Хьюстон. «Чувствовалась атмосфера близости и взаимопонимания. В первый день многие были удивлены тем, насколько открыто все делятся знаниями. На второй день это уже было общепринятой нормой».

С этого скромного начинания и ведет отсчет своей истории Глобальная конференция журналистов-расследователей, которая в 2019 году состоялась в одиннадцатый раз — в Гамбурге, Германия и собрала более 1700 журналистов из 130 стран.

За прошедшие годы на конференциях побывало и прошло обучение свыше 7000 журналистов из 130 стран. Эти конференции сыграли ключевую роль в быстром распространении журналистских расследований и журналистики данных по всему миру, повышая уровень квалификации, предоставляя замечательные возможности для сотрудничества, помогая создавать десятки новых организаций в этой сфере.

«Я даже представить себе не мог, что это всё настолько разовьётся», — говорит Мулвад. «В итоге, это дело стало самым важным из тех, к которым я был причастен за всю мою карьеру. Тогда мы этого не знали. Всё произошло само собой».

Через два года после первой конференции команда провела вторую глобальную встречу, снова в Копенгагене. После террористических атак 11 сентября 2001 года по всему миру ввели дополнительные меры безопасности, из-за которых приехать на конференцию стало сложнее, но примерно 300 человек все же смогли поучаствовать, а в атмосфере мероприятия сохранился прежний энтузиазм. Хьюстон и Мулвад были уверены, что всё происходящее — обмен навыками, жажда обучения, дух сотрудничества — было не случайно. «Всем хотелось оставаться на связи от конференции до конференции, — говорит Хьюстон, — и мы задумались над тем, чтобы создать постоянную сеть». Они составили заявление о принципах и созвали в рамках конференции учредительное собрание для основания неформальной ассоциации.

Учредительное заявление было простым и понятным: образовывалась сеть «независимых журналистских организаций, поддерживающих обучение и обмен информацией между журналистами в области расследований и журналистики данных». Цели новой группы: организация конференций и семинаров; помощь в основании и поддержка работы организаций, занимающихся журналистскими расследованиями и журналистикой данных; поддержка и продвижение передового опыта; помощь в доступе к публичным документам и данным; предоставление информационных ресурсов и возможностей для общения журналистов-расследователей по всему миру.

Членами сети могли стать только некоммерческие организации из любой страны, или их эквиваленты. Причина? Разумеется, коммерческие СМИ сыграли важную роль в журналистских расследованиях, но большую часть просветительской работы, обучения, наставничества и обмена навыками, необходимых для распространения этой практики по всему миру, выполнили именно некоммерческие организации.

Учредительный документ подписали 35 организаций из 22 стран. Более двух третей были из Европы, но в список вошли также группы, ведущие журналистские расследования по всему миру: ассоциации из Бразилии, Германии, Нидерландов, Скандинавии, Южной Африки и США, а также журналистские центры в Гане, Филиппинах, Непале и Румынии. Было среди них и несколько учебных заведений, образовательных организаций, НПО по развитию СМИ и малоизвестный тогда трансграничный консорциум под названием ICIJ. IRE предоставила почтовую рассылку (которая остается жизненно важным звеном нашей организации), но ни финансирования, ни центральной организации не было.

GIJN squareОснователи выбрали для себя название Глобальная сеть журналистов-расследователей, или GIJN.

GIJN работала как свободная система поддержки глобальных конференций, которые, начиная с конференции в Амстердаме в 2005-м, проводились раз в полтора-два года. Мероприятие в Амстердаме, которое состоялось при спонсорской поддержке VVOJ — голландско-фламандской ассоциации журналистов-расследователей, снова привлекло сотни журналистов со всего мира. Далее последовали другие успешные конференции: в Торонто — в 2007 году, организатор — Канадская ассоциация журналистов; в Лиллехаммере — в 2008 году, организатор — SKUP, Hорвежская ассоциация журналистских расследований; и в Женеве — в 2010 году, организатор — Швейцарская сеть журналистов-расследователей.

cima-surveyК шестой конференции в Женеве стало ясно, что мероприятия стали масштабнее и сложнее. Теперь на них собирались свыше 500 журналистов из 80 стран; многие участвовали уже в третий или четвертый раз. Зарождающееся глобальное сообщество, о котором мечтали Хьюстон и Мулвад, теперь охватило буквально весь мир. Коммерческие СМИ пережили двойной удар — потерю рекламных доходов и рецессию, поэтому некоммерческие организации, из которых и сформировалась GIJN, стали образцом для подражания по всему миру. В 2007 году по результатам опроса, проведенного Center for International Media Assistance, было выявлено 39 некоммерческих центров журналистских расследований в 26 странах; за последующие пять лет это число удвоилось.

В 2010 году Хьюстон и Мулвад создали неформальный совет GIJN, Volunteer Group (Волонтерскую группу), чтобы отвечать на разнообразные запросы, возникающие в рамках свободной сети. Организаторам конференции требовалась помощь в сборе средств и поиске выдающих журналистов. Поскольку журналистские расследования все чаще выходили за рамки одной страны, журналистам хотелось получать контакты коллег из других континентов. Разочарованные работой в прежних изданиях, редакторы создавали собственные некоммерческие организации, и им были нужны соответствующие знания. Еще кому-то были интересны семинары, советы и новые методы работы. А журналистика данных, еще недавно казавшаяся непонятной инновацией, успела вырваться в тренды; тренеры глобальных конференций подготовили целое поколение подкованных в компьютерном плане журналистов, пользующихся большим спросом.

2013 GIJC participants listening attentively on day 2 of the conference in Rio de Janeiro.

Рекордное количество участников в Рио: около 1350 участников на конференции GIJC13 в Рио-де-Жанейро, организованной Abraji и IPYS.

Ветеранам глобальных конференций было понятно, что более четкая структура принесет пользу как глобальным конференциям, так и глобальной сети. В 2011 году при поддержке Хьюстона, Мулвада и других коллег, я предложил сформировать секретариат, который будет обрабатывать многочисленные запросы, поступающие в GIJN, поддерживать работу глобальных конференций и способствовать реализации основной миссии GIJN — развитию расследовательской журналистики во всем мире. В октябре 2011 года на седьмой глобальной конференции в Киеве, Украина, после активной дискуссии, представители членских организаций GIJN одобрили создание временного секретариата, который начал работу в феврале 2012 года.

Мне выпала честь стать директором этой новой инициативы. Получив начальное финансирование в размере 35 000 долларов США от фондов Adessium и Open Society, мы посвятили первый год закладке основания: созданию веб-сайта с большим набором ресурсов, глобальным календарем и новостями о расследовательской журналистике по всему миру; созданию нескольких платформ для коммуникации и аккаунтов в социальных сетях; реализации смелого плана по преобразованию GIJN из преимущественно европейской и североамериканской сети в действительно всемирную сеть. Дополнительным импульсом для нашей работы послужила Глобальная конференция 2013 года в Рио-де-Жанейро, которую новообразованный секретариат провел в партнерстве с Abraji — активно развивающейся бразильской ассоциацией расследовательской журналистики. Это была первая Глобальная конференция в развивающейся стране. Конференцию совместили с ежегодным конгрессом Abraji и COLPIN —  латиноамериканской конференцией журналистов-расследователей. Результат впечатлял. Конференция в Рио, изначально рассчитанная на тысячу участников, собрала целых 1350 человек из 93 стран.

В Рио члены GIJN горячо одобрили нашу работу и почти единогласно приняли решение сделать секретариат постоянным офисе (конкурирующее предложение о ротации состава секретариата набрало меньше голосов) и назначить меня на трехлетний срок в качестве первого исполнительного директора GIJN.

articles-of-incorporationЗатем, в мае 2014 года, после дебатов о будущем GIJN, члены сети снова подавляющим большинством одобрили меры, укрепляющие четкую структуру и формальный юридический статус GIJN. К тому времени GIJN выросла до 98 организаций-членов в 44 странах. На онлайн-выборах 90% участников проголосовали за регистрацию Глобальной сети в качестве некоммерческой организации в США и за создание избираемого совета директоров, обеспечивающего географическое представительство из шести регионов. Последующим голосованием было принято решение создать первый избираемый совет директоров GIJN. Так у сети появился официальный руководящий орган, в который вошли 15 журналистов из 10 стран.

Сегодня  сотрудники GIJN работают в 23 странах; каждый день выходят материалы на 12-ти языках. В 2012 году у нас было всего 800 подписчиков в социальных сетях, а теперь — более 340 000 подписчиков более чем на 20 платформах, а также активный веб-сайт, который ежедневно читают в 140 странах. Количество членов сети возросло почти в четыре раза; сейчас это 211 некоммерческих организации в 82 странах.

С момента создания секретариата наши сотрудники ответили почти на 12000 запросов о помощи со всего мира. Мы также создали активно используемый ресурсный центр с более чем 1000 подборок советов, видео и обучающих материалов, а также с десятками руководств (уже на русском) для журналистов, а на 12-й Глобальной конференции мы планируем презентовать новое руководство по расследованию организованной преступности.

В 2014 году мы провели первую Азиатскую конференцию по расследовательской журналистике в Маниле — впервые в Азии, а затем — IJAsia в Катманду и Сеуле, которые привлекли множество участников. В 2015 году вместе с норвежской SKUP мы собрали около 1000 журналистов на GIJC15, а два года спустя, вместе с Wits Journalism, пригласили 1200 журналистов на нашу первую глобальную конференцию в Африке — GIJC17 в Йоханнесбурге.

Незадолго до начала пандемии, в октябре 2019 года, нам посчастливилось провести GIJC19 в Гамбурге вместе с нашими немецкими коллегами из Netzwerk Recherche. Мы знали, что во всем мире растет интерес к журналистским расследованиям, но в 2019 активность коллег удивила даже нас: GIJC19 оказался самым большим собранием расследователей за всю историю — 1750 человек из 131 страны. Количество желающих превысило возможности арендованных нами залов: в очереди было еще 400 журналистов, которым нам пришлось отказать.

Чего мы ждем в будущем? Наша следующая 12-ая Глобальная конференция журналистов-расследователей состоится онлайн с 1 по 5 ноября 2021 года. Регистрируйтесь тут до 27 октября 2021 года, чтобы присоединиться к лучшим разоблачителям мира и послушать их истории.

Кроме того, мы постоянно работаем над созданием и распространением сетей, связывающих инициативных журналистов по всему миру, предоставляя им ресурсы, обучая их и давая им возможность общаться друг с другом. Мы работаем над укреплением групп расследовательской журналистики по всему миру, расширением спектра ресурсов, которые предлагает GIJN, усилением нашей способности отвечать на запросы о помощи, и обучению групп расследовательской журналистики деловым навыкам, сбору средств и диверсификации доходов.

Наша работа проходит на фоне растущего глобального наступления на права человека, демократию и независимую прессу. Даже в странах, где наши коллеги раньше были в относительной безопасности, новостные СМИ подвергаются серьезным атакам. Но расследовательская журналистика распространилась по всему миру, и те, кто верит в социальную подотчетность и прогресс, признают, что «сторожевые псы» не менее важны для развития, чем качественная система здравоохранения, честная полиция и равные условия для бизнеса. Сегодня расследовательской журналистикой занимается больше журналистов в большем количестве стран и с лучшей подготовкой, чем когда-либо раньше.

Нет лучшего показателя расцвета расследовательской журналистики, чем наша 12-я Глобальная конференция, которая проходит в первую неделю ноября 2021 года. Мы ожидаем более 1500 участников из 135 стран. Большое спасибо соорганизатору нашей конференции, Австралийскому институту журналистики и идей Джудит Нейлсон, десяткам крупных и небольших доноров, а также 16 организациям-членам GIJN, которые поддержали нас в качестве ко-спонсоров.

Наши глобальные конференции — и ваше участие в них — помогают нам верить в то, что изменения к лучшему возможны. Каждый день мы воочию видим влияние, которое оказывают наши коллеги, разоблачающие коррупцию, злоупотребление властью и отсутствие подотчетности. За это мы благодарны двум первопроходцам, которые десять лет назад за бокалом вина увидели новые возможности.

«Мы перешли на новый уровень», — размышляет Брант Хьюстон. «Вы можете понять, что это уже новый уровень, когда людям становится трудно представить, что вас может не быть».


logo-300x300Мы обновили эту историю по сравнению с оригинальной версией. Этот материал был впервые опубликован в журнале девятой Всемирной конференции журналистов-расследователей в Лиллехаммере, Норвегия. Выражаем благодарность за эту публикацию нашим партнерам из SKUP, Норвежской ассоциации журналистов-расследователей.

 

Kaplan2

Дэвид Каплан исполнительный директор Глобальной сети журналистов-расследователей. Ранее он работал директором Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и главным корреспондентом US News & World Report. Он делал репортажи из двух десятков стран и удостоился 25 наград за работу, выполненную самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами.

Это произведение защищено лицензией Международная лицензия Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0

Перепечатывайте наши статьи бесплатно по лицензии Creative Commons

Перепостить эту статью

Это произведение защищено лицензией Международная лицензия Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0


Material from GIJN’s website is generally available for republication under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International license. Images usually are published under a different license, so we advise you to use alternatives or contact us regarding permission. Here are our full terms for republication. You must credit the author, link to the original story, and name GIJN as the first publisher. For any queries or to send us a courtesy republication note, write to hello@gijn.org.

Читать дальше

Журналистика данных Награды Новости и аналитика

Интервью с исполнительной директоркой Sigma Awards Марианной Бушар

О роли премии Sigma Awards для журналистского сообщества, критериях отбора победителей, эволюции журналистики данных, текущих тенденциях и эффективных стратегиях для тех, кто работает с данными.

Новости и аналитика

GIJC23: Страна чудес для журналистов-расследователей

Команда GIJN благодарит всех, кто помог сделать GIJC23 такой незабываемой! 13-я Глобальная конференция журналистов-расследователей завершилась, но мы всё ещё полны энергии и вдохновения. Здесь мы собрали самые интересные репортажи с сессий и отзывы участников.

Награды Новости и аналитика

На GIJC23 названы лауреаты премии «Проливая свет» 2023 года

Расследования о нелегальной добыче полезных ископаемых в Венесуэле, системном бандитизме на северо-западе Нигерии, полицейском произволе в ЮАР, и наживе на COVID-19 в Северной Македонии стали победителями конкурса Global Shining Light Awards («Проливая свет»).