Истории

Темы

Mojo Workin’: Как разработать и снять видео-историю (часть 1)

ЧИТАЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ

Часть 2

Для создания истории в картинках необходимо планирование. Фото: Kaique Rocha, Pexels

В предыдущих колонках рубрики Mojo Workin’ я писал о технике для работы в режиме мобильной журналистики, записи звука и монтаже на смартфоне. В некотором смысле, я упустил важный и самый трудновоплотимый этап — разработку и создание истории. Что ж, поехали. В этой первой части мы сосредоточим внимание на раскрытии вашей идеи, создании истории и ее расследовательской направленности. Вторая часть будет посвящена оборудованию, эфиру и звуку.

В 2007 году для тех, кто работает на телевидении, появление iPhone изменило правила игры. По крайней мере, мне показалось, что мобильная технология полностью изменит способ производства телевизионного контента. И даже то, как мы ведем журналистское расследование. Как будто лампочка над головой зажглась.

Журналист в современном цифровом мире не будет иметь никакого преимущества, если не сможет использовать мобильные технологии.

В 1993 году, работая на телевидении, я начал выпускать снятый мною телесериал, который дал нашей аудитории возможность поучаствовать в процессе производства. Участники учились использовать цифровые видеокамеры, чтобы рассказать свои личные истории. К 2010 году они уже использовали смартфоны и могли завершить весь производственный процесс на своем телефоне, включая самый важный — монтаж.

«Журналист в современном цифровом мире не будет иметь никакого преимущества, если не сможет использовать мобильную журналистику», — говорит Рана Саббах, член совета директоров GIJN и директор «Арабских репортеров за расследовательскую журналистику» (ARIJ, Arab Reporters for Investigative Journalism). «Особенно это касается журналистов в арабском мире, где государство, политики и издатели-конъюнктурщики пытаются задушить СМИ и свободу слова».

Почти все типы видеосюжетов можно снимать и монтировать с помощью смартфона. Но работа в одиночку имеет как свои недостатки, так и преимущества.

Недавно известный режиссер Стивен Содерберг снял фильм на свой iPhone, добавив, что планирует создавать все свои будущие фильмы с помощью смартфона. Содерберг объяснил свое решение не только техническим совершенством, но и возможностью работать вне рамок студийной системы. Это относится и к журналистам-расследователям и гражданским журналистам, которые используют смартфоны для создания полноценных историй.

Саббах рассматривает этих журналистов, которые часто оказываются на месте первыми, как «свидетелей первого черновика истории». Она считает, что их мобильные расследования могут обеспечить «доказательства prima facie («первый взгляд» — неопровержимые доказательства, ред.) в международных уголовных трибуналах», что потенциально обеспечивает уровень редакторского контроля, достаточный для гарантирования прозрачности и подотчетности.

Ниже приведены некоторые аспекты подхода и последовательности действий, которые могут быть полезны журналистам-расследователям при работе с мобильными материалами.

Разработка вашей идеи

Выберите тему и, прежде чем принимать решение по истории, которая наилучшим образом передаст вашу идею, ответьте на такие вопросы:

  • Каков фокус расследования? Какова моя тема и как я ее раскрою?
  • Кто аудитория? Кто зритель, какова его демография, каков политический и культурный императив?
  • К чему это все? Зачем рассказывать эту историю, на чем сосредоточиться и как достичь результата с точки зрения творчества и редактуры?
  • Каков стиль? Это репортаж, серия коротких рассказов, объемное расследование, повествование или интервью?
  • Какова структура? Где начало, середина и конец; кто и когда будет говорить, когда и какие элементы потребуются для поддержания структуры истории?

Фокус расследования

С самого начала, советует Марк Ли Хантер из Центра социальных инноваций INSEAD, обязательно спросите себя, что какова ваша гипотеза или каков главный вопрос расследования. «Мы используем сюжет истории как цемент, который объединяет каждый шаг процесса расследования, от концепции до исследования, написания, контроля качества и публикации», — говорит Хантер.

Ниже приведен простой пример описания сюжета, который Хантер назвал бы «гипотезой», и различные расследования, которые могут крутиться вокруг его исследовательского вопроса:

Как и исследование на уровне репортажа, расследовательский фокус требует, чтобы именно история определяла технологию и рабочий процесс.

Филлип Бромвелл, видео-журналист из ирландского RTE, работающий в мобильном пространстве, говорит: «Моя работа требует, чтобы я рассказывал истории, и мы должны помнить, что зрителям не важно, как создается контент, но они всегда прочувствуют хорошую историю.»

Важное значение имеет сосредоточение Бромвелла на истории, а не технологиях, которые позволяют ее рассказать.

«Хотя я могу снимать и монтировать, мой основной навык — это умение рассказывать», — говорит он. «Я определенно не «технарь», одержимый, как некоторые, тем, чтобы иметь в своем арсенале последний писк мобильного снаряжения».

Он прав. Позволять истории диктовать правильные технологии для конкретной работы также очень важно. Например, для съемки истории о львах в Африке может потребоваться гибридный DSLR и комплект линз дальнего фокуса, чтобы иметь возможность снимать нужные кадры с расстояния и при этом не быть съеденным. Напротив, в раздираемом войной Алеппо небольшой набор мобильной техники делает журналиста менее привлекательной мишенью.

Фокус на истории

Итак, как найти историю? Как говорит Хантер, «вам нужно следовать своей чуйке». Это идеальное начало. Прежде чем решать, стоит ли история расследовательских усилий, нужно принять во внимание, на кого она повлияла, насколько они страдают, возможно ли это показать, необходима ли поездка, есть ли плохие и/или хорошие парни, и можно ли получить к ним доступ.

По мере того, как ваша концепция будет все более фокусироваться на истории, заполняйте более конкретный контрольный список SCRAP:

Story (История) — что это, почему я это рассказываю, и кто моя аудитория? Character (Персонаж) — кто лучше ее расскажет? Resolution (Решение) — какова структура и почему? Actuality (Документирование) — что нужно снять и почему? Production (Производство) — где все происходит, какова логистика и как я все сделаю?

SCRAP помогает ответить на 5 главных вопросов журналиста — кто, что, когда, где и почему.

Затем я создаю простой редакторский план из пяти-семи пунктов — структурную дорожную карту того, куда может двигаться моя история. Ниже — дорожная карта, которая формулирует различные сюжетные линии и зацепки. Она служит еще и как подручный контрольный список аспектов и персонажей, а также основой моего монтажного плана (см. Как монтировать на смартфоне).

Я продолжаю отвечать на 5 ключевых вопросов:

Что/кого я буду снимать и как? Где и когда я буду снимать? Почему это произошло и почему я создаю эту историю?

Съемка видео является делом намного более хлопотным, чем написание печатной истории. План помогает вам выдерживать график. Это контрольный список, который помогает понять, все ли вы сделали на конкретной локации.

Наконец, чтобы понять взаимосвязь между вашей мобильной историей и ее аудиторией, обратите внимание на следующее:

  • Актуальность истории.
  • Значимость истории будет зависеть от ее актуальности.
  • Близость истории для аудитории повлияет на значимость.
  • Статусность героя истории может иметь даже большее значение, чем близость.
  • Интерес к истории может возрасти благодаря статусности.

Фокус на персонаже

Знать, кого, что и сколько снимать, очень важно при планировании моджо-видеоматериалов. Например, мы не можем позвонить кому-то для быстрого телефонного интервью — они должны быть в кадре, поэтому решающее значение имеет контроль за своими ожиданиями и временем.

Несмотря на это, новостные материалы мобильного журналиста могут быть горячими, соответственно, незапланированными. В этой ситуации еще важнее быстро определиться с фокусом истории, чтобы сосредоточиться на самых лучших персонажах/интервьюируемых, которые помогут рассказать историю.

Например, у кого мне брать интервью на месте происшествия, и, что еще более важно, кто должен быть первым? Могу ли я попросить водителя скорой помощи о комментарии, когда он ставит капельницу пострадавшему? Если нет, как мне использовать это в видеоряде, чтобы я смог задать свои вопросы, когда санитар освободится? Что наиболее важно для горячей истории о, скажем, военном захоронении в Боснии? Больше тел, более длительные интервью со свидетелем или человек с фотографиями его пропавшей семьи, которая, по его мнению, лежит среди мертвых? Нужно ли мне все это? Если да, то как вместить все это в короткую видеоисторию? Чтобы решить, кто наиболее важен:

  • Сопоставьте потенциальных собеседников с вашими заметками по структуре сюжета (см. план выше) и вашей аудиторией.

После того, как вы определитесь с вашими собеседниками, вернитесь назад и измените соответствующим образом структуру своей истории, чтобы правильно спланироваться, а также обратите внимание на следующие аспекты:

  • Когда мы сможем пообщаться с основным собеседником, будет ли это блиц или полноценное интервью?
  • Кто из собеседников сможет раскрыть суть истории, или вы будете использовать видеоряд и закадровый текст?
  • Кого я буду использовать, чтобы показать кульминационный момент, и как я это сделаю?
  • Кого я буду использовать в конце и как я закончу историю?
  • Есть ли у меня разрешение на съемку? Есть ли у меня видеоряд, чтобы представить своих собеседников?

Как правило, все вышеуказанные решения можно принять еще на этапе исследования, предварительных интервью, и как только вы начнете планировать структуру своего сюжета. Поскольку дальнейшее изучение ситуации происходит на месте событий, и поскольку часто все меняется, вам нужно понимать варианты действий и быть готовыми изменить свой взгляд на вещи. Именно здесь и помогает простой структурный план.

Мой совет. Если стоит выбор между умным и эмоциональным собеседником, выбирайте последнего, если нет возможности использовать обоих. Вы всегда можете добавить заумные факты, используя закадровый голос и видеоряд.

Прочесть другие колонки Mojo Workin и многое другое вы можете на странице ресурсов GIJN по мобильной журналистике.

Скоро читайте вторую часть материала «Как разработать и создать материал на смартфоне», в котором основное внимание уделяется оборудованию, эфиру и звуку.

___________________________________________________________

Иво Бурум — австралийский журналист и удостоенный наград телевизионный продюсер. Он имеет более чем 30-летний опыт производства 2 500 часов материала для прайм-тайм. Являясь пионером мобильной журналистики, Иво руководит Burum Media, консультационным обучающим центром, и является координатором и преподавателем медиа-дисциплин в Университете Ла-Троба.

Это произведение защищено лицензией Международная лицензия Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0

Перепечатывайте наши статьи бесплатно по лицензии Creative Commons

Перепостить эту статью

Это произведение защищено лицензией Международная лицензия Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0


Material from GIJN’s website is generally available for republication under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International license. Images usually are published under a different license, so we advise you to use alternatives or contact us regarding permission. Here are our full terms for republication. You must credit the author, link to the original story, and name GIJN as the first publisher. For any queries or to send us a courtesy republication note, write to hello@gijn.org.

Читать дальше

Методология Советы и инструменты

Мобильная журналистика в действии: как монтировать видео на смартфоне

В новой статье серии «Мобильная журналистика» Иво Бурум собрал основные советы для редактирования видео «на ходу». На какой бы технике вы не монтировали, главной всё равно остается история.

Методология Советы и инструменты

Работа мобильного журналиста: аудиозапись на смартфон

В первой статье Mojo Workin’ шла речь об основных инструментах мобильной журналистики. Теперь рассмотрим часто забываемого «бедного родственника» видеосъемки – звукозапись.